Правила ведения переговоров по дебиторской задолженности
1. Необходимо вести переговоры только с теми, кто принимает решения об оплате.
2. Переговоры должны быть подготовлены заранее. Продумать, возможные варианты решения данной проблемы.
- обсуждать можно только предложения, а не предположения;
- стоит заранее подумать об альтернативных предложениях;
- о соединении разных тем – вероятных возможностях или опасностях тех или иных решений;
3. Заранее продумать различные уступки, при этом:
- условия должны всегда предшествовать уступкам;
- не уступайте, не получив ничего взамен;
- прежде чем сделать предложение, обеспечьте согласие партнёра пойти на уступку: «Если я сделаю…, то вы…»;
- тактически выгоднее, чтобы первые уступки были для вас – незначительные, а для другой стороны – значительные;
- старайтесь, чтобы первым значительные уступки сделал ваш партнёр по переговорам;
- если партнёр предложит вам незначительные, неприемлемые уступки, то от них необходимо отказаться;
- не уступайте слишком много и слишком быстро – иначе другая сторона может подумать, что у вас в запасе еще много уступок;
- торгуйтесь, уступая поэтапно, по возможности, разбивая уступки на части;
- партнёр должен уйти с переговоров, считая, что добился от вас всех уступок;
- самые большие уступки делаются чаще всего в последние минуты переговоров.
4. Игнорируйте возможную агрессию. Можно сделать паузу, и «перемотать назад».
- «Верно ли я вас понял…»
- «Можно еще раз…»
- «Давайте уточним, в чем суть проблемы…»
- «Я вас не совсем понял…»
- «Поправьте меня, если я ошибаюсь…»
- «Давайте еще раз вернемся к ….»
5. Демонстририруйте понимание и уважение чувств собеседника, признание факта объективности трудности его ситуации.
- « Я понимаю вашу озабоченность…»
- «На вашем месте я бы тоже…»
- «Я уважаю ваши чувства…»
- «Думаю нам обоим неприятна эта ситуация…»
6. Переключайтесь на совместный анализ проблемы. Покажите, что хотите вместе найти лучшее решение. Попросите совет, вовлеките собеседника в совместный поиск вариантов.
- «Я хочу понять…»
- «Уточните, пожалуйста, что…»
- «Итак, проблема сводится…»
- «Что нужно изменить, чтобы…»
- «Почему бы не сделать…»
- «Вам больше подходит это или это…»
7. Четко следуйте теме разговора, возвращайтесь к ней. При необходимости начинайте разговор с начала. Не позволяйте себе длительных отступлений, но и не ведите себя как машина. Не большие отступления снимают напряженность, дают время передохнуть и подумать.
8. Не загоняйте партнера в угол. Помните поговорку, что кошка, загнанная в угол, начнет царапаться. Если мы поставим перед должником условия, которые он заведомо не сможет выполнить, то он не только не станет стараться что-либо сделать, для разрешения ситуации, но не сделает и того, что смог бы, и при этом не будет чувствовать себя ответственным за собственное безделье.
9. Что бы ни случилось, если Вы хотите сохранить отношения в будущем, позаботьтесь о том, что бы помочь Вашему партнеру «сохранить лицо». Ни кто не хочет себя чувствовать униженным или побежденным.
Профилактика дебиторской задолженности:
Внимание: Еще при заключении договора, не лишним будет поинтересоваться:
- каким образом в вашей компании принимается решение о предстоящем платеже?
- кто именно принимает решение о предстоящем платеже?
- каким образом лицо, принимающее решение о предстоящем платеже узнает, о сроках, оговоренных в договоре?