Онлайн тренинг психологической саморегуляции
Непредвиденные обстоятельства, огромное количество противоречивой информации, ограничения физических возможностей и инструментария для выполнения рабочих задач, высокий уровень тревоги, обострение конфликтов и непонимания - вот лишь малая часть факторов, вызывающих стрессовые состояния работников в сегодняшней кризисной ситуации. Подобные состояния, испытываемые сотрудниками, не способствуют эффективному решению текущих задач и приводят к снижению мотивации, активности и результативности в целом. А поскольку стресс, как и «выгорание», чаще всего не осознаются самим человеком, «выгоревший» сотрудник нередко становится источником стресса для окружающих и создает «цепную реакцию» в коллективе.
Данный онлайн-курс для корпоративных групп специально разработан для улучшения навыка саморегуляции (сохранения мотивации, работоспособности и эмоционального самообладания) в кризисных, сложных жизненных обстоятельствах. Программа дает представление о важности осознанного отношения к ситуациям неопределенности и ограничений, учит понимать свои чувства и поведение в ситуации стресса и кризиса, знакомит с инструментами профилактики «выгорания», самообладания в сложные моменты и восстановления после психологической перегрузки.
Цель тренинга:
Создать у участников навык самоподдержки и саморегуляции в стрессовых ситуациях, сохранения конструктивного мышления и поведения в ситуации кризиса.
Задачи:
▪ Снизить значимость накопленной негативной информации и сложившихся интенсивных переживаний (тревога, страх, бессилие, раздражение, обесценивание и пр.),
▪ Осознать свои «болевые» точки, научиться осознавать собственные эмоциональные состояния и управлять их проявлениями;
▪ Структурировать опыт и знания о психологической безопасности и саморегуляции в сложных ситуациях;
▪ Сформировать основы навыка саморегуляции в стрессовых ситуациях и утилизации негативных переживаний для профилактики «выгорания»;
▪ Способствовать осознанию участниками того, что эмоциональное и физическое здоровье и баланс личной и профессиональной жизни - личная ответственность каждого перед собой и бизнесом.
Программа тренинга:
Тема |
Содержание |
Результат |
Занятие 1. Неопределенность и кризисы как источник стресса. Что происходит с нами сейчас? |
Теория SPOD и VUCA мира: как обстановка в мире разрушает привычные нам границы психологического комфорта. Экзистенциальные данности: чем пугает нас этот кризис и что с этим делать? Страх и тревога как фоновые эмоции, отбирающие ресурс. Способы справиться с тревогой и накопленным стрессом: теория и практическое упражнение. Домашнее задание: проективное творческое упражнение |
Участники обсудили и осмыслили собственные переживания происходящего, снизили интенсивность тревоги и напряжения |
Занятие 2. Типы реагирования на изменение. Как оставаться конструктивными и уравновешенными сегодня? |
Этапы реагирования на ситуацию и эмоционального «застревания» на разных этапах. Механизмы психологической защиты: плюсы и риски. Принципы адекватного реагирования на ситуацию неопределенности. Упражнение в группах: три круга реагирования. Домашнее задание: «точки опоры» |
Участники знают природу стресса, понимают процесс его возникновения
|
Занятие 3. Эмо-ловушки («застревание» в эмоциях. Как выходить из эмоловушек и не попадать в них? |
Природа, функции и виды эмоций. Профилактика попадания в «эмоциональные ловушки». Развитие осознанности собственных эмоций. Выход из «эмо-ловушек» - метод проработки эмоциональных состояний. Упражнение: анализ а эмоц.состояние (выход из эмо-ловушек). Домашнее задание: дневник эмоций |
Участники освоили принципы профилактики и преодоления «ловушек» |
Занятие 4. Факторы стресса в профессиональной среде. Как обеспечить психологическую безопасность своей работы? |
Области риска в профессиональной деятельности: виды, причины. Психологическая безопасность в работе – ключевые принципы. Понятие «выгорания» - факторы риска и профилактика. Тест. Упражнение в малых группах: балансировка. Домашнее задание: «карта» рабочих стрессогенов |
Участники выделили и проанализировали факторы работы, вызывающие стресс и узнали принципы психологической безопасности в работе |
Занятие 5. Сложные ситуации в работе: принципы саморегуляции в коммуникци. Как влиять на уровень сложности и стресса в своей работе? |
Сложные ситуации в работе. Понятия ответственности. Домыслы и факты во взаимодействии с окружающими Основные принципы эффективного взаимодействия в «сложных» ситуациях. Локус контроля. Тест. Домашнее задание: карта интересов и целей коммуникации |
Участники узнали собственный УСК, освоили принципы конструктивного взаимодействия в сложных ситуациях |
Занятие 6. Манипуляции как фактор риска. Как распознавать манипуляции и противодействовать им? |
Психологические манипуляции как стрессовый фактор. Понятие «манипуляция», природа манипуляций. Методы распознавания и противодействия манипуляциям при оказании помощи и поддержки. Упражнение в малых группах: отработка манипуляций в диалоге Домашнее задание: проективное творческое упражнение |
Участники познакомились с принципами распознавания и противодействия манипуляций |
Занятие 7. Техники утилизации негативных состояний и восстановления. Как помочь себе восстановиться? |
Связь психологического состояния и физического состояния: реакция организма на стресс. Экспресс методы снятия напряжения и стресса Упражнения для восстановления. Приемы саморегуляции при усталости и эмоциональном спаде. Упражнение на восстановление через работу с телом. Домашнее задание: «аптечка» стрессопомощи |
Участники обобщили опыт и знания об утилизации негативных состояний и механизмах «переключения» |
Занятие 8. Ключевые принципы счастливой жизни. Как создать work-life баланс своей жизни? |
Work-life баланс. Самодиагностика. Ответственность за «внутренний климат» жизни перед собой, своей жизнью и бизнесом. Профилактика нарушений баланса. Упражнение (отработка). Задание для самостоятельной работы |
Участники познакомились с принципами work-life баланса, продиагностировали свой уровень |
Методы обучения: мини-лекции, дискуссии, тесты, упражнения на самодиагностику и анализ эмоций и ситуаций, упражнения и разминки для создания групповой динамики, обратная связь от участника, ролевые отработки, упражнения для самостоятельной работы, тесты. В тренинг включены современные методы гештальт-терапии, позволяющие качественно улучшать уровень удовлетворенности жизнью. Программа он-лайн тренинга имеет продолжительный терапевтический эффект, прошла неоднократную проверку на практике и используется как целостная методика.
Формат:
▪ Очные онлайн-тренинги по 2,5-3 часа, из которых: не более 60 минут мини-лекция, остальное время – дискуссии, упражнения в малых группах, ролевые отработки и др.;
▪ Домашние задания для отработки материалов он-лайн тренинга;
▪ Проверка домашних заданий и обратная связь по домашним заданиям участникам;
▪ Чат поддержки участников между занятиями (возможность задать вопрос тренеру по материалам с гарантией ответа в течение суток);
▪ Записи лекционных частей для участников группы, пропустивших занятие;
▪ Занятия проходят онлайн на платформе zoom с использованием miro или на других аналогичных платформах.
Продолжительность:
▪ От 4 до 8 онлайн занятий (возможно выбрать некоторые из предложенных в курсе тем)
▪ Продолжительность каждого он-лайн занятия 2,5-3 часа
▪ Регулярность 1 или 2 раза в неделю
▪ Общая продолжительность курса в зависимости от количества занятий и регулярности – от 2 недель до 2 месяцев
Количество участников:
▪ В одной группе – до 20 участников
Оценка эффективности:
Отзывы и предложения участников: заполнение участниками анкет с оценками форм, методов проведения тренинга, отзывами и предложениями.