Онлайн тренинг психологической саморегуляции

Непредвиденные обстоятельства, огромное количество противоречивой информации, ограничения физических возможностей и инструментария для выполнения рабочих задач, высокий уровень тревоги, обострение конфликтов и непонимания -   вот лишь малая часть факторов, вызывающих стрессовые состояния работников в сегодняшней кризисной ситуации. Подобные состояния, испытываемые сотрудниками, не способствуют эффективному решению текущих задач и приводят к снижению мотивации, активности и результативности в целом. А поскольку стресс, как и «выгорание», чаще всего не осознаются самим человеком, «выгоревший» сотрудник нередко становится источником стресса для окружающих и создает «цепную реакцию» в коллективе.

Данный онлайн-курс для корпоративных групп специально разработан для улучшения навыка саморегуляции (сохранения мотивации, работоспособности и эмоционального самообладания) в кризисных, сложных жизненных обстоятельствах. Программа дает представление о важности осознанного отношения к ситуациям неопределенности и ограничений, учит понимать свои чувства и поведение в ситуации стресса и кризиса, знакомит с инструментами профилактики «выгорания», самообладания в сложные моменты и восстановления после психологической перегрузки.

Цель тренинга:
Создать у участников навык самоподдержки и саморегуляции в стрессовых ситуациях, сохранения конструктивного мышления и поведения в ситуации кризиса (эпидемии).

Задачи:
▪     Снизить значимость накопленной негативной информации и сложившихся интенсивных переживаний (тревога, страх, бессилие, раздражение, обесценивание и пр.),
▪     Осознать свои «болевые» точки, научиться осознавать собственные эмоциональные состояния и управлять их проявлениями;
▪     Структурировать опыт и знания о психологической безопасности и саморегуляции в сложных ситуациях;
▪     Сформировать основы навыка саморегуляции в стрессовых ситуациях и утилизации негативных переживаний для профилактики «выгорания»;
▪     Способствовать осознанию участниками того, что эмоциональное и физическое здоровье и баланс личной и профессиональной жизни - личная ответственность каждого перед собой и бизнесом.

Программа тренинга:

Тема

Содержание

Результат

Занятие 1.

Неопределенность и кризисы как источник стресса. Что происходит с нами сейчас?

Теория SPOD и VUCA мира: как обстановка в мире разрушает привычные нам границы психологического комфорта. Экзистенциальные данности: чем пугает нас этот кризис и что с этим делать? Страх и тревога как фоновые эмоции, отбирающие ресурс. Способы справиться с тревогой и накопленным стрессом: теория и практическое упражнение.

Домашнее задание:  проективное творческое упражнение

Участники обсудили и осмыслили собственные переживания происходящего, снизили интенсивность тревоги и напряжения

Занятие 2.

Типы реагирования на изменение. Как оставаться конструктивными и уравновешенными сегодня?

Этапы реагирования на ситуацию и эмоционального «застревания» на разных этапах. Механизмы психологической защиты: плюсы и риски. Принципы адекватного реагирования на ситуацию неопределенности. Упражнение в группах: три круга реагирования.

Домашнее задание: «точки опоры»

Участники знают природу стресса, понимают процесс его возникновения

 

Занятие 3.

Эмо-ловушки («застревание» в эмоциях. Как выходить из эмоловушек и не попадать в них?

Природа, функции и виды эмоций. Профилактика попадания в «эмоциональные ловушки». Развитие осознанности собственных эмоций.  Выход из «эмо-ловушек» - метод проработки эмоциональных состояний. Упражнение: анализ а эмоц.состояние (выход из эмо-ловушек).

Домашнее задание: дневник эмоций

Участники освоили принципы профилактики и преодоления «ловушек»

Занятие 4.

Факторы стресса в профессиональной среде. Как обеспечить психологическую безопасность своей работы?

Области риска в профессиональной деятельности: виды, причины. Психологическая безопасность в работе – ключевые принципы. Понятие «выгорания» - факторы риска и профилактика. Тест. Упражнение в малых группах: балансировка.

Домашнее задание: «карта» рабочих стрессогенов

Участники выделили и проанализировали факторы работы, вызывающие стресс  и узнали принципы психологической безопасности в работе

Занятие 5.

Сложные ситуации в работе: принципы саморегуляции в коммуникци. Как влиять на уровень сложности и стресса в своей работе?

Сложные ситуации в работе. Понятия ответственности. Домыслы и факты во взаимодействии с окружающими Основные принципы эффективного взаимодействия в «сложных» ситуациях. Локус контроля. Тест.

Домашнее задание: карта интересов и целей коммуникации

Участники узнали собственный УСК, освоили принципы конструктивного взаимодействия в сложных ситуациях

Занятие 6. Манипуляции как фактор риска. Как распознавать манипуляции  и противодействовать им?

Психологические манипуляции как стрессовый фактор. Понятие «манипуляция», природа манипуляций. Методы распознавания и противодействия манипуляциям при оказании помощи и поддержки. Упражнение в малых группах: отработка манипуляций в диалоге

Домашнее задание: проективное творческое упражнение

Участники познакомились с принципами распознавания и  противодействия манипуляций

Занятие 7.

Техники утилизации негативных состояний и восстановления. Как помочь себе восстановиться?

Связь психологического состояния и физического состояния: реакция организма на стресс. Экспресс методы снятия напряжения и стресса Упражнения для восстановления. Приемы саморегуляции при усталости и эмоциональном спаде. Упражнение на восстановление через работу с телом.

Домашнее задание: «аптечка» стрессопомощи

Участники обобщили опыт и знания об утилизации негативных состояний и механизмах «переключения»

Занятие 8. Ключевые принципы счастливой жизни. Как создать  work-life  баланс своей жизни?

Work-life баланс. Самодиагностика. Ответственность за «внутренний климат» жизни перед собой, своей жизнью и бизнесом. Профилактика нарушений баланса. Упражнение (отработка). Задание для самостоятельной работы

Участники познакомились с принципами work-life  баланса, продиагностировали свой уровень


Методы обучения: мини-лекции, дискуссии, тесты, упражнения на самодиагностику и анализ эмоций и ситуаций, упражнения и разминки для создания групповой динамики, обратная связь от участника, ролевые отработки, упражнения для самостоятельной работы, тесты. В тренинг включены современные методы гештальт-терапии, позволяющие качественно улучшать уровень удовлетворенности жизнью. Программа он-лайн тренинга имеет продолжительный терапевтический эффект, прошла неоднократную проверку на практике и используется как целостная методика.

 Формат:
▪     Очные онлайн-тренинги по 2,5-3 часа, из которых: не более 60 минут мини-лекция, остальное время – дискуссии, упражнения в малых группах, ролевые отработки и др.;
▪     Домашние задания для отработки материалов он-лайн тренинга;
▪     Проверка домашних заданий и обратная связь по домашним заданиям участникам;
▪     Чат поддержки участников между занятиями (возможность задать вопрос тренеру по материалам с гарантией ответа в течение суток);
▪     Записи лекционных частей для участников группы, пропустивших занятие;
▪     Занятия проходят онлайн на платформе zoom с использованием miro или на  других аналогичных платформах. 

Продолжительность:
▪     От 4 до 8 онлайн занятий (возможно выбрать некоторые из предложенных в курсе тем)
▪     Продолжительность каждого он-лайн занятия 2,5-3 часа
▪     Регулярность 1 или 2 раза в неделю 
▪     Общая продолжительность курса в зависимости от количества занятий и регулярности – от 2 недель до 2 месяцев 

Количество участников:
▪     В одной группе – до 20 участников

Оценка эффективности:
Отзывы и предложения участников: заполнение участниками анкет с оценками форм, методов проведения тренинга, отзывами и предложениями.