Ораторское мастерство. II. Жанры публичной речи

Целевая аудитория:
Для всех, кто выступает публично, презентует, продает со сцены, проводит планерки, работает с группами людей. Для тех, кто хочет освоить ВСЕ основные жанры публичных выступлений.

Цели тренинга:
1. Проработать постановку Цели в коммуникации (точка Б) и Изменений в умах и образе действия слушателей (перемещение из точки А в точку Б).
2. Научиться различать 4 стратегии публичной речи и выбирать одну или несколько в зависимости от Цели и Изменений.
3. Освоить ВСЕ основные жанры публичных выступлений (малая беседа; диалогизация; спонтанная аргументация; убеждающее выступление; сторителлинг; работа с трудным слушателем и групповой динамикой; парная работа; тосты; ответы на вопросы) – и выбирать жанр в зависимости от Цели, Изменений, Стратегии речи.
4. Освоить комплексные внешние компоненты речи: метасообщение; смыслоблоки.

Описание программы:

Тема

Теория

Практика

Занятие 1

Цель коммуникации

1. Определение Цели коммуникации.
2. Правила постановки цели перед публичным выступлением. Мишень цели.

Отработка навыка ставить Цель в формате призыва по формату «Мишень цели».

Упражнение «Цель-призыв-тезис»

Изменения в умах и образе действия слушателей

Матрица ДО/ПОСЛЕ – ДУМАЮТ/ДЕЛАЮТ.

Заполнение матрицы изменений – для речи каждого участника.

4 Стратегии публичной речи

Разбор 4 стратегий публичной речи и присвоение уровней мощности: 1,2,3,4, где 1 – «имеет минимальную значимость, применяется время от времени, может быть встроена в другие стратегии», 4 – имеет максимальную сложность и не может быть встроена в другие стратегии».

Отработка навыка различать и задавать стратегии речи: развлекательная, убеждающая, мотивационная, продающая.

Упражнение «Стратегии речи». Упражнение «Диалог в лесу».

Внешние компоненты речи: метасообщение

О важности того, что говорит наша невербалика: тело, мимика, жесты… Метасообщение о себе, услуге, слушателях…

1.  Тренируем навык выдавать нужные метасообщения. Замечать и расшифровывать метасообщения, идущие от других ораторов.
2.  Тарабарский язык. Умение передать нужное метасообщение на несуществующем языке.

Жанры коммуникации. Стратегия «FUN».

Малая беседа.

1. Цель жанров FUN: переключить и настроить аудиторию.
2.  Обзор жанров: зачины; метафоры; истории; тосты; малая беседа.

Тренировка жанра «Малая беседа» и активного слушания.

1.Упражнение «Эхо+повтор».
2. Упражнение: «Комплимент»

3 базовых жанра коммуникации

1. Цель убеждающих жанров: убедить принять вашу позицию, дать знание о ней.
2. Обзор жанров: диалогизация; тезисная речь (см. ступень «Словесная импровизация»); спонтанная аргументация; убеждающее выступление.
3. Структура убеждающего выступления. Основы построения аргументации.   

1. Подготовка к выступлению в формате парламентских дебатов. Выбор тем, объединение в четверки (дебаты 2*2).
2. Выступления в дебатах.
3. Получение обратной связи на выступление.

***Выступление записывается на видеокамеру. Видеосъемка – отличное средство выявления дальнейших направлений развития себя как оратора.

Занятие 2

Жанры коммуникации. Стратегия «Убеждение».

Спонтанная аргументация

1.Структура жанра «Спонтанная аргументация» и его специфика

Отработка навыка аргументировать ту или иную позицию спонтанно, с ходу.
Упражнение «Спонтанная аргументация». «3 факта», «3 аргумента», «3 причины», «способа»… Вертушка.

Жанры коммуникации. Стратегия «FUN».

Сторителлинг

1. Структура композиции истории.
2. Виды историй.
3. Сторителлинг: как создавать яркие, интересные истории-зарисовки из своей жизни.
4. Композиция художественного рассказа.

1. Подготовка выступления.
2. Выступление.
3. Получение обратной связи на выступление.

Занятие 3

Жанры коммуникации. Стратегия «Мотивация».

Трудный слушатель.

1. Цель стратегии: сподвигнуть к действию
2. Обзор жанров в рамках стратегии «Мотивация»: мотивационная речь; работа с трудной аудиторией и групповая динамика.
3. Что делать, если в группе один-два человека находятся в роли «вредных» слушателей.

Тренируемся: сохранять свое состояние, удерживать внимание дружелюбной части группы, перетягивать внимание «вредных» слушателей.

Жанр «Ответы на вопросы»

Алгоритм ответов на вопросы: смысловые, нечетко сформулированные, каверзные и провокационные:
1. Выслушать.
2. Поблагодарить.
3. Отметить сильный аспект вопроса.

Практикуемся задавать разные виды вопросов.

Отрабатываем навык различать виды вопросов.
Упражнение «Вопрошание» 

Отвечаем на разные виды вопросов по схеме: благодарность+тело ответа+фиксация ответа
Упражнение «Ролевой гардероб вопросов»

Занятие 4

Искусство произносить тосты

Разбор одной из самых простых и при этом самых эффективных стратегий произнесения тостов.

Тренируемся произносить тосты.

Жанр «Парная работа»

1. Как грамотно выступать в паре.
2. Преимущества парной работы.
3. Приемы для передачи хода.

Тренируем умение работать в паре.
Упражнение «Ток-шоу»

Полная сборка жанров + внешних компонентов речи. Смыслоблоки.

1. Составление смыслоблоков+ДЗ.
2. Подведение итогов.
3. Рассказ о стратегии «Продающая».
4. Обзор жанров 3 ступени: продающая презентация; мотивационная речь; зачины; работа с текстом; майнд-мэппинг текста. 

Отработка навыка работать в любом жанре и выстраивать смыслоблоки (абзац текста соответствует выбранным внешним компонентам речи: жестам+движениям+паузам+интонациям+громкости+… др.
Упражнение «Говорю-иду-показываю».

Сертификация, обратная связь, завершение курса.

Продолжительность:
Тренинг: 12-14 часов,
Персональные занятия: от 10 часов.